Практика управления цветом

Предисловие

Первое и самое важное, что нужно знать об управлении цветом - оно не бывает частичным.

Это означает, что должны быть известны цветовые профили всех устройств задействованных в цепочке передачи и обработки изображений. Все устройства, параметры которых могут меняться от времени или от внешних параметров (влажность бумаги, партия тонера, партия эмульсии на фотобумаге, температура и свежесть химии) - должны проходить постоянный контроль (калибровка, линеаризация и тп).

Только при соблюдении этих требований, можно доверять как профилям устройств, так и изображениям на каждом этапе.

Построение профилей устройств

Постороение профиля устройства состоит из 2х этапов: калибровка (линеаризация) первичных цветов и снятие информации о диапазоне воспроизводимых оттенков(характеризация). 

Провести такие измерения на глаз совершенно не возможно. Эта задача решается с помощью спектрофотометров и специализированного программного обеспечения. 

Первичные цвета

Для монитора это красный, синий, зеленый - цвета светодиодов из которых формируется цвет точки на экране. Для сканера и фотоаппарата тоже, там светочувствительные элементы накрыты красным, синим, и зеленым светофильтрами. Для принтеров и офсетных машин это циан, пурпур, желтый и черный (CMYK). Иногда используются дополнительные цвета, тогда и эти цвета становятся первичными для устройства. 

Калибровка (Линеаризация)

Целью калибровки является выравнивание характристики интенсивности первичных цветов устройства. Например, интенсивность свечения красного светодиода монитора зависит от входного цифрового сигнала в диапазоне от 0 (нет свечения) до 255 (полная яркость), тогда линеаризовать этот первичный цвет значит сделать так чтобы, при изменени цифрового уровня на Х% на X% изменялась бы и якрость свечения. Аналогично на принтерах калибровкой добиваются точного изменения плотности наносимого красителя. Просили 10% должны получить 10%, просили 50% получили 50% , а не скажем 53%.

После  выполнения калибровки монитора эти значения записываются в специальные таблицы видеокарты компьютера. Пример графиков этих таблиц после калибровки монитора на рисунке ниже.
 

Еще раз заостряем внимание: результат калибровки сохраняется не в монитор! Он сохраняется в специальную таблицу видео карты (Gamma Ramp LUT). Поэтому, хоть и говорится "калибровка монитора", на самом деле речь о калибровке пары: видеокарта+монитор.

Калибровка печатных машин выполняется специальными системами, растровыми графическими процессорами (RIP). Там линеаризации подвергается каждый краситель (тонер), а в результате мы имеем предсказуемую и повторяемую цветопередачу и идеально чистые серые тона. Типичный результат линеаризации тонеров CMYK принтера на рисунке ниже.

Снятие информации о диапазоне воспроизводимых оттенков (характеризация устройства)

Заключительным этапом построения профиля является характеризация. Для этого на устройство выводят плашки с заданными уровнями первичных цветов и с помощью спектрофотометра определяют получившийся цветовой тон в пространстве CIELab.

Конечно, никто не пытается выводить на экран миллионы оттенков и все их перемерять, выводятся от нескольких сотен (для монитора) до нескольких тысяч (для принтеров) плашек. Они всегда включают в себя все предельные значения первичных цветов, что дает возможность определить границы цветового охвата.

Типичная мишень (набор плашек) для принтера на рисунке ниже.

По результатам замеров строится многомерная (по числу первичных цветов) таблица, где по осям идет интенсивность первичных цветов, а в узлах находятся измеренные значения цветов Lab. Примерно так, для монитора RGB, как на рисунке ниже.

Теперь когда понадобится узнать какой цветовой тон мы получим, достаточно на осях найти зачения первичных цветов для точки и на месте их пересечения будет значение тона. Так как мы не  измеряли все возможные оттенки наша таблица (куб в нашем примере) "дырявая". Как узнать оттенок, если мы не попали в узел где значение определено замером?  Его значение вычисляется "триангуляцией" по соседним узлам.

Паралельно с таблицей задающей преобразование в CIELab, стороится и обратная (выходная), где осями являются светлота L и цветоразности a(зелено-красная) и b(сине-желтая), а значения содержат интенсивности первичных цветов устройства.  Она нужна для получения значений первичных цветов по желаемому цветовому тону (цветоделение). 

Выбор "правильных" программ

Для обработки изображений важно использовать программы качественно работающие с цветовой информацией и цветовыми профилями в частности.

По отношению к цвету все программы для просмотра и редактирования относятся к трем основным группам:

  • программы-дальтоники
  • программы-неряхи
  • программы для работы с цветом 

Программы дальтоники

Эти программы игнорируют как встроенные профили изображений, так и профили оборудования (мониторы, принтеры, система). Печальным и к огромному сожалению очень распрастраненым примером являются старые копии просмотрщика ACDsee.

Вот тестовый файл. Скачайте его и откройте в вашем просмотрщике. Если вместо студийного фото у вас на экране ужас-ужас, как на примере справа - вы столкнулись с программой-дальтоником.

Программы-неряхи

Эти программы умеют извлекать встроенные профили графических файлов, учитывают их при отображении, но игнорируют профили системы и монитора. Этим грешит например просмотрщик фото Windows. К неряхам отностится и любая программа, которая ни как  не обрабатывает данные файлов без встроенных профилей. Эти файлы отображаются как будто созданные с профилем этого монитора, а не как sRGB. Раньше это не было проблемой, мониторы не дотягивали до охвата sRGB, но с появлением новых диодов, появились мониторы с очень широким охватом. Помните насколько ярче и сочнее выглядит фотография на смартфоне с AMLED дисплеем по отношению к монитору ПК? Может это и симпатично, но не верно. 

Программы для работы с цветом 

Эти программы умеют работать с профилями на всех этапах, умеют делать правильные пересчеты из одного профиля в другой, знают что есть рабочий профиль и есть профиль монитора и для отображения выполняют пересчет из рабочего в мониторный. Эти программы умеют делать экранную цветопробу, показывать результат будущей печати на экране.

Правильный путь отображения графического файла показан ниже.

К таким программам относятся все программы Adobe, Corel и могие другие (смотрите на наличие установок по работе с цветом). Наше собственное ПО (PrintRun, PrintBook, ImageSelector) тоже полностью соответствует требованиям ICC по управлению цветом. 

О важности калибровки монитора

Какой бы умной не была программа-редактор, она не будет в состоянии показывать правильные цветовые тона, если вы введете ее в заблуждение. Если вместо истинного профиля монитора используете "заводской".

Все, абсолютно все, и iMac, все без исключения мониторы в связке с видеокартой требуют аппаратной калибровки! Не верьте сказочникам "у меня iMac он крутой и калиброванный с завода". Когда мы калибруем эти самые крутые мониторы, на глазах клиентов иногда кроме удивления и слезы появляются, от понимания как далеки они были от истинных цветов.

Калибровка, как уже было сказано выше, может выполняться только аппаратным способом, с использованием спектрофотометра. Примеры  спектрофотометров здесь, хотя есть и иные производители/поставщики. Если вы работаете с изображениями, с фотографиями и это ваш хлеб - купите спектрофотометр и регулярно следите за состоянием своего монитора. Если это не основной ваш источник дохода, вызовите к себе мастера с прибором, в интернете полно объявлений.

Все варианты "я сделал тестовый отпечаток и подстроил по нему монитор" - это ошибка. Подгоняя цвет грубыми регулировками RGB (если они вообще есть) и яркостью с контрастом, вы может и добьетесь правдоподобия в одном диапазоне оттенков, но точно ухудшите ситуацию в каком то другом. 

Работа с цветом на примере Adobe Photoshop

Первое с чего стоит начать, это проверка правильности установок "Настройка цветов" Adobe Photoshop (далее PS).

Разберемся с настройками:

1. Рабочие пространства

RGB: мы и подавляющее большинство типографий, а также все 100% фотолабораторий используем как входное пространство печатных машин пространство sRGB. Это означает, кроме прочего, что любой файл без прикрепленного профиля трактуется как файл с профилем sRGB. 

CMYK:  основное рабочее пространство большинства типографий нашей страны Fogra 39, но если типография, с которой вы работаете, использует иное (например Fogra 51), можно установить его.

Градации серого: оставьте как есть, нам, печатающим цветные изображения, это не сильно нужно.

2. Стратегии управления цветом

Мы рекомендуем использовать стратегию "Преобразовать в рабочее пространство", так как мы установили правильные настройки для рабочих пространств. Это, по мимо все прочего, гарантирует вам, что если забудете прицепить к сохраняемым файлам профиль, изображение будет в рабочем пространстве (для rgb это sRGB) и мы вас "правильно поймем".

"Галочки"  позволят управлять ситуацией при несовпадении или отсутствии профилей. При открытии файла в тих ситуациях вы увидите примерно такое окно:

По соображениям изложенным чуть выше рекомендуем преобразовывать файлы в рабочее пространство.

3. Параметры преобразования

Модуль Adobe Color Engine (ACE) отличный выбор. Способ преобразования один из 2х: Перцепционный или Относительный цветометрический. Первый можно рекомендовать на все случаи жизни (но помните про сжатие насыщенностей из предыдущей статьи), а второй если вы хотите довести пару изображений до идеала и уверены, что внеохватных цветов там нет.

Компенсация точки черного нужна для того, чтобы самая темная область исходного изображения печаталась самым темным набором цветов преобразованного.

Дизеринг рекомендуем оставить, хоть и страшно звучит (дизеринг - это искуственное подмешивание шума), это позволяет избежать артефактов при преобразованиях, особенно если профили построены на малом числе плашек.

Отключите компенсацию профилей сцены, она приводит к отключению кривой гаммы и осветлению темных областей изображения.

Типичный путь фотографии к отпечатку

То как выглядит типичный путь от снимка к отпечатку в режиме полного управления цветом показано на рисунке ниже.

Исходное изображение у нас появилось после обработки снимка с камеры в программе Adobe Lightroom, или было снято фотокамерой с настройками Adobe RGB.

Преобразование 1

Переводим изображение в пространство CIELab. Используем прямое преобразование, CIELab вмещает в себя все мыслимые оттенки цветов. Получаем желаемые цветовые тона.

Преобразование 2

Переводим цветовые тона из CIELab в рабочее пространство sRGB. Здесь сработает выбранный нами вариант преобразования, будем считать Perceptual. Произойдет возможно сжатие насыщенностей. Проводим правку и доведение до идеала своего изображения. Сохраняем и отдаем файл в руки типографии в цветовом пространстве sRGB.

Мы разбили преобразование на 2 части для полного понимания механизма, в PS это одна операция "Преобразовать в профиль" (Convert to profile). 

Преобразования 3 и 4 выполнит типография.

Преобразование 3

Переводим изображение в пространство CIELab из sRGB. Используем прямое преобразование, CIELab вмещает в себя все мыслимые оттенки цветов. Получаем желаемые цветовые тона.

Преобразование 4

Переводим цветовые тона из CIELab в рабочее пространство печатной машины. Здесь сработает выбранный типографией вариант преобразования, обычно Perceptual. Произойдет цветоделение, изображение из триадного RGB превратится в CMYK.  Теперь его можно печатать. 

И вот у нас на руках долгожданный отпечаток. Цифры превратились в ощущения. 

В следующей части научимся оценивать эти ощущения.

Контакты

info@kidzumi.ru
+7 922 203 02 04
Доставка
Договор публичной оферты

Реквизиты

ИП Ефремова Людмила Олеговна
ИНН: 661800616807
ОГРНИП: 315665800049072
Адрес: 624030, Свердловская область, Белоярский район, ДП Мельница, Вишневый квартал, 148

Copyright © 2025 - kidzumi.ru